МЕДИАЦЕНТР

введите персональный код

или

cancel

Задать вопрос

cancel

Дистанционные уроки

Олимпиадные задачи по информатике. Динамическое программирование (урок 1)

В предлагаемом дистанционном уроке предлагается один из подходов к построению эффективных алгоритмов - метод динамического программирования. На простых примерах показывается основная идея разбиения задачи на подзадачи, в качестве интересного примера использования метода динамического программирования предлагается задача поиска количества путей в графе. Длительность урока: 14 минут.

Олимпиадные задачи по информатике. Алгоритмы на графах

Основное внимание в предложенном дистанционном уроке посвящено обуждению подходов к представлению графов в памяти компьютера. Обсуждаются преимущества и недостатки вариантов представления графа в виде матрицы смежности и в виде списка ребер. Предлагается вариант представления графа (список ребер с оглавлением), совмещающий в себе преимущества обоих рассмотренных ранее подходов. Длительность урока: 27 минут.

Олимпиадные задачи по информатике. Переключение стратегий

Обсуждается идея переключения стратегий при решении игровых и оптимизационных задач: при наличии нескольких альтернативных стратегий не выбирать одну из них, а реализовать все (возможно, переключаясь между стратегиями по мере необходимости или выбирая в итоге наиболее оптимальный вариант решения из найденных). Длительность урока: 20 минут.

Олимпиадные задачи по информатике. Рекурсия (урок 1)

Дистанционный урок открывает обсуждение основных идей, связанных с использованием рекурсии. Базовые понятия (рекурсия, рекурсивный вызов, выход из рекурсии) иллюстрируются примерами из жизни, а также закрепляются в ходе решения задач (нахождение наибольшего общего делителя, чисел Фибоначчи, биномиальных коэффициентов). Предлагаются способы оптимизации алгоритмов для недопущения лавинообразного увеличения трудоемкости. Длительность урока: 27 минут.

Олимпиадные задачи по информатике. Рекурсия (урок 2)

Продолжается обсуждение возможностей использования рекурсивных алгоритмов. На примере задачи о "Ханойских башнях" показывается, каким образом использование рекурсии не только позволяет предложить очень простой алгоритм решения, но и оценить его трудоемкость. Также рассматриваемый в ходе урока алгоритм "Минмакс" является интересным учебным примером того, как применение рекурсии позволяет получить более оптимальный алгоритм (по некоторым показателям) по сравнению с наиболее естественным способом. Длительность урока: 27 минут.

Олимпиадные задачи по информатике. Рекурсия (урок 3)

Урок завершает серию обсуждений применимости рекурсивных алгоритмов в решении задач. Описывается способ использования рекурсии для построение вложенных циклов, предлагается идея инвариантов для анализа результата выполнения рекурсивного алгоритма, а также разбираются рекурсивные подходы к решению двух задач, предлагавшихся ранее на олимпиадах по информатике. Длительность урока: 22 минуты.

Олимпиадные задачи по информатике. Динамическое программирование (урок 2)

В дистанционном уроке продолжается обсуждение возможностей метода динамического программирования при решении олимпиадных задач. Предлагается реализация данного подхода как для решения достаточно стандартной задачи суммирования ряда, так и для более сложного примера нахождения максимальной суммы в таблице. Длительность урока: 22 минуты.

Избранные задачи по математике. Математическая индукция (часть 1)

Дистанционный урок знакомит слушателей с принципом математической индукции, возможностями его использования при решении математических задач. Подробно разбирается порядок доказательства утверждений с помощью метода математической индукции. Порядок практического применения метода иллюстрируется как на примере задач на доказательство, так и при построении конструкций.

Избранные задачи по математике. Математическая индукция (часть 2)

В ходе дистанционного урока продолжается знакомство с возможностями использования метода математической индукции при решении задач. Особое внимание уделяется разбору задач комбинаторной геометрии, в том числе в качестве примера приводятся два индукционных доказательства теоремы Хелли, основанные на разных подходах. Урок ориентирован на школьников, изучающих возможности применения различных математических методов при решении олимпиадных задач.

Избранные задачи по математике. Принцип Дирихле (часть 1)

Учащимся предлагается ознакомиться с возможностями применения при решении олимпиадных задач одного из наиболее простых, но вместе с тем эффективным математическим методом решения задач, основанном на использовании принципа Дирихле. На доступных примерах из комбинаторики и комбинаторной геометрии вы сможете увидеть, как на первый взгляд сложные олимпиадные задачи получают простое и изящное решение.

Избранные задачи по математике. Принцип Дирихле (часть 2)

Урок будет полезен тем, кто уже ознакомился с основными идеями и подходами к использованию принципа Дирихле при решении математических задач. Особое внимание уделяется решению задач из области комбинаторной геометрии. В рамках данного урока предлагается применить различные варианты принципа Дирихле в решении задач о покрытии (точек прямыми или наоборот, покрытии окружностями, треугольниками).

Избранные задачи по математике. Принцип крайнего

На основе серии разнообразных ярких примеров предлагается изучить принцип решения математических задач, базирующийся на рассмотрении разного рода крайних объектов - наибольших и наименьших чисел, расстояний, углов. Принцип крайнего иллюстрируется решениями задач комбинаторной геометрии. В ходе дистанционного урока рассматриваются ставшие уже классичесими сложные олимпиадные задачи, с успехом решаемые с использованием принципа крайнего.

Избранные задачи по математике. Четность

В ходе дистанционного урока показывается, как достаточно простая идея - проверка количества объектов на четность - оказывается крайне эффективной даже при решении сложных олимпиадных задач, а также задач комбинаторики и комбинаторной геометрии. С использованием принципа четности доказывается существование или отсутствие различных комбинаторных конструкций. Особое внимание уделяется обобщению различных математических задач и изучению возможности применения принципа четности для их решения.

Математический кружок. Метод предположений. Чётность

Чтобы начать решать необычную задачу, иногда полезно применить некоторые простые приёмы. Например, можно попытаться угадать ответ. Проверка этого ответа покажет, верен он или неверен, и как его надо изменить, чтобы он оказался правильным. Также можно попытаться угадать не сам ответ, а какие-то дополнительные условия в задаче. Иногда это может сразу привести к решению, а может просто дать полезные подсказки. Во многих задачах, чтобы приблизиться к решению, достаточно спросить себя: «А что, вообще, мы можем сделать на первом шаге?». На этом же занятии ученик знакомится с важным понятием – чётностью, лежащим в основе огромного числа математических задач.

Математический кружок. Множества

Занятие посвящено одному из самых важных понятий математики, знакомит с языком математики, позволяющим проникнуть во все её области. Представление о множествах, умение оперировать этим понятием, даёт ученику возможность систематизировать свои знания, правильно и логично излагать свои мысли.

Онлайн-лекторий. Как открыть пещеру: часть 1

В некоторых задачах нам приходится иметь дело с алгоритмами, в которых не виден результат наших действий. На первом занятии лектория мы откроем пещеру, покрасим столбы, вступим в бой с роботами и поможем ёжику в тумане найти лошадку!

Олимпиадные задачи по информатике. Занятие 2: Динамическое программирование

В очередном мастер-классе Вы узнаете об одном из наиболее важных подходов к решению олимпиадных задач по информатике – методе динамического программирования. Особенности использования динамического программирования, выделения подзадач и последовательного их решения демонстрируются на примере задач из олимпиадной информатики.

Олимпиадные задачи по информатике. Занятие 3: Вычислительная геометрия

Предлагается подробный разбор ряда олимпиадных задач по информатике, предполагающих работу с геометрическими объектами. На примере предложенных задач Вы ознакомитесь с принципами решения задач вычислительной геометрии, получите необходимые теоретические сведения, научитесь анализировать задачи для эффективного их решения.

Математический кружок. Комбинаторика. Правила суммы и произведения

Комбинаторика – это раздел математики, имеющий дело с конечными множествами. Объектом исследования комбинаторики являются комбинации элементов. Основными вопросами комбинаторики являются, например, такие: «Сколько существует вариантов составить букет из пяти цветков?» или «Сколько всего шестизначных чисел, с заданной суммой цифр?». Умение отвечать на такие вопросы опирается на несколько простых правил, о которых идёт речь на этом занятии.

Онлайн-лекторий. Как открыть пещеру: часть 2

В некоторых задачах нам приходится иметь дело с алгоритмами, в которых не виден результат наших действий. На первом занятии лектория мы откроем пещеру, покрасим столбы, вступим в бой с роботами и поможем ёжику в тумане найти лошадку!

Математический кружок. Делимость. Основная теорема арифметики

Делимость – одно из самых древних понятий математики, поэтому в этой области поставлено огромное количество задач, получено много интересных и важных результатов. Пожалуй, основным из них является основная теорема арифметики, утверждающая единственность разложения на простые множители. Прочное усвоение этой теоремы и её следствий – главная цель данного занятия. На этом же занятии даются понятия НОД и НОК. В изложении используются основы теории множеств, в частности, круги Эйлера.

Онлайн-лекторий. На семи мостах: часть 1

Можно ли пройти по семи мостам, схема которых известна? Можно ли переставить шахматных коней на доске? Как расставить числа в таблице, чтобы рядом стояли делящиеся друг на друга? Эти и некоторые другие вопросы будут поставлены на занятии. В решениях будет применяться математическая модель, которая называется ГРАФ.

Математический кружок. Принцип Дирихле: часть 1

Нельзя посадить трёх кроликов в две одноместные клетки. Это самая известная формулировка принципа Дирихле. Абсолютное большинство людей считают это очевидным, не требующим доказательства. Однако, этот простой факт, а также множество фактов посложнее, математиками доказываются, широко применяются и дают основу для мощного метода решения многочисленных задач.

Онлайн-лекторий. На семи мостах: часть 2

Можно ли пройти по семи мостам, схема которых известна? Можно ли переставить шахматных коней на доске? Как расставить числа в таблице, чтобы рядом стояли делящиеся друг на друга? Эти и некоторые другие вопросы будут поставлены на занятии. В решениях будет применяться математическая модель, которая называется ГРАФ.

Олимпиадные задачи по информатике. Занятие 1. Несколько эффективных алгоритмов.

Мастер-класс начинает серию занятий для учащихся, интересующихся олимпиадными задачами по информатике. Материалы также будут интересны и полезны наставникам школьников, руководителям школьных кружков и клубов. Автор мастер-класса - Сергей Геннадьевич Волченков.

Математический кружок. Логические задачи

Умение строго рассуждать – одно из главных умений в математике. Логические задачи в большей степени, чем другие, развивают это умение. «Ум в порядок приводят» – так словами М.В. Ломоносова можно охарактеризовать большинство логических задач.

Онлайн-лекторий. Основная теорема арифметики: часть 1

Сколькими способами можно разложить на простые множители натуральное число? Как быстро посчитать наибольший общий делитель и наибольшее общее кратное двух чисел? Эти и некоторые другие вопросы будут поставлены на занятии.

Онлайн-лекторий. Основная теорема арифметики: часть 2

Сколькими способами можно разложить на простые множители натуральное число? Как быстро посчитать наибольший общий делитель и наибольшее общее кратное двух чисел? Эти и некоторые другие вопросы будут поставлены на занятии.

Математический кружок. Клетчатые задачи

Клетчатые задачи - такие задачи, в которых действие происходит на клетчатой плоскости, например, на всем привычном листе школьной тетради. Из-за простоты и понятности клетчатые задачи очень популярны на математических олимпиадах всех уровней.

Математический кружок. Четность: часть 2

На втором занятии по этой теме речь идёт об основных приёмах установления чётности: разбиении на пары и чередовании. Также рассматриваются арифметические свойства чётных и нечётных чисел.

Онлайн-лекторий. Основная теорема арифметики: часть 3

Сколькими способами можно разложить на простые множители натуральное число? Как быстро посчитать наибольший общий делитель и наибольшее общее кратное двух чисел? Эти и некоторые другие вопросы будут поставлены на занятии.

Математический кружок. Геометрия: Неравенство треугольника

Неравенство треугольника - самое известное и самое главное геометрическое неравенство. Интуитивно оно очевидно - кратчайшее путь между пунктами идёт по прямой. Этот факт лежит в основе решения разных задач.

Математический кружок. Комбинаторика: часть 2

На втором занятии по теме “Комбинаторика” речь идёт о простейших комбинаторных формулах. Подсчитывается количество перестановок, количество перестановок с повторениями элементов. Приводятся примеры задач, среди которых есть задачи на применение принципа «секретаря».

Математический кружок. Можно или нельзя

Многие математические задачи начинаются словами "можно ли…". Ответ на такой вопрос подразумевает две возможности: ДА или НЕТ. Для обоснования ответа ДА достаточно привести пример, а вот для обоснования ответа НЕТ требуется доказательство.

Математический кружок. Оценка плюс пример

Какое наибольшее количество ферзей, не бьющих друг друга, поместятся на шахматной доске? Найдите наибольшее трёхзначное число, которое состоит из разных цифр и делится на каждую из них. Эти и похожие задачи часто ставятся в математике. Чтобы дать полный ответ на такие задачи, надо, во-первых, привести пример, как расставить ферзей или указать нужное нам число. А, во-вторых, доказать, что больше получить нельзя – обосновать оценку.

Математический кружок. Игры: часть 1

В математике есть раздел "Теория игр". Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов.

Математический кружок. Комбинаторика: Часть 3

В дистанционном уроке мы продолжаем знакомиться с темой "Комбинаторика".

Математический кружок. Делимость: часть 2

В дистанционном уроке мы продолжаем знакомиться с темой "Делимость". Во втором уроке по данной теме обсуждаются свойства остатков от деления, разбираются задачи на использование свойств арифметических операций над остатками.

Математический кружок. Делимость: часть 3

В дистанционном уроке мы продолжаем знакомиться с темой "Делимость". В третьем уроке по данной теме основное внимание уделено разбору задач, в которых используются закономерности, связанные с остатками от деления степеней чисел.

Математический кружок. Делимость: часть 4

В дистанционном уроке мы продолжаем знакомиться с темой "Делимость". В четвертом уроке по данной теме разбираются различные задачи на делимость и свойства остатков, описывается алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя натуральных чисел.

Математический кружок. Графы: Часть 1

Можно ли на шахматной доске переставить местами коней? Можно ли обойти городские мосты, пройдя каждый по одному разу? Казалось бы, что эти задачи не имеют ничего общего. Однако, их связывает общий подход к решению, а именно, применение схематичной модели, называемой графом.

Математический кружок. Графы: часть 2

В дистанционном уроке мы продолжаем изучать возможности графов при решении задач. Основное внимание уделено разбору задач, в которых применение графов в значительной степени облегчает построение примеров и проведение обоснования их оптимальности.

Математический кружок. Комбинаторика: Часть 4

В очередном уроке по теме "Комбинаторика" обсуждаются свойства одной из наиболее распространенных схем комбинаторного выбора -- сочетаний.

Математический кружок. Графы: Часть 3

В дистанционном уроке основное внимание уделено важному понятию в теории графов -- изоморфизму. Это понятие иллюстрируется с помощью доступных примеров, а в дальнейшем подробно обсуждаются идеи, с помощью которых можно проверять, изоморфны графы или нет.

Математический кружок. Графы: Часть 4

В четвертом уроке, посвященном теории графов, основное внимание уделено понятию степени вершины. Обсуждаются основные свойства степеней вершин графа (в том числе лемма о рукопожатиях), которые в дальнейшем применяются при решении задач.

Математический кружок. Задачи на разрезание

Задачи на разрезание интересны тем, что с помощью внешне простых примеров можно понять очень важные геометрические и комбинаторные идеи. Именно таким задачам и посвящен очередной дистанционный урок.

Математический кружок. Задачи на разрезание: часть 2

В ходе дистанционного урока будет показано, как с помощью разрезания можно решить некоторые геометрические задачи, а также будет разобран один из случаев важной задачи о равновеликих и равносоставленных многоугольниках.

Математический кружок. Принцип крайнего

Для решения некоторых математических задач бывает полезно рассмотреть "крайние" объекты или величины: самое большое или самое маленькое число, наиболее удаленную или самую близкую точку и так далее. Принцип решения, основанный на таком подходе, так и называется -- принцип крайнего. Об основных идеях принципа крайнего и пойдет речь на очередном уроке.

Математический кружок. Принцип крайнего: часть 2

В ходе дистанционного урока мы продолжаем знакомиться с возможностями применения принципа крайнего. На этот раз основное внимание будет уделено использованию идеи рассмотрения крайних объектов при решении геометрических задач.

Математический кружок. Математическая индукция: часть 1

Метод математический индукции является одним из наиболее важных методов решения задач, применяемым в самых разных разделах математики. В первом уроке по данной теме можно ознакомиться с основными идеями самого понятия "математическая индукция", а также попробовать применить его при решении некоторых олимпиадных задач.

Математический кружок. Анализ с конца

Многие математические задачи, имеют дело с каким-то процессом. Анализировать этот процесс бывает проще не так, как он развивается, а в обратном порядке – с конца. Это часто позволяет обойтись без введения большого количества неизвестных или без длительного перебора случаев. Особенности применения метода анализа с конца и будут обсуждаться на очередном уроке.

Математический кружок. Игры: часть 2

Очередное занятие математического кружка посвящено теме "Игры". Конечно, речь идет не о любых играх, а только о некоторой их разновидности, в которой оба игрока владеют полной информацией об игровой ситуации, играют друг против друга и поочередно делают ходы. Основная цель при решении таких игровых задач -- придумать стратегию, которая позволила бы одному из игроков победить вне зависимости от ходов соперника. Как же искать такие выигрышные стратегии? Об этом и пойдет разговор на очередном уроке.

Математический кружок. Инвариант: часть 1

Одной из важных идей при решении математических задач является рассмотрение инварианта -- величины или характеристики, не меняющейся при процессах, описанных в условии задачи. Первое занятие на тему "Инвариант" посвящено обсуждению основных идей решения задач с помощью анализа таких величин. Особенности поиска инварианта будут продемонстрированы на примере классических задач олимпиадной математики.

Математический кружок. Инвариант: часть 2

В ходе второго занятия на тему "Инвариант" естественное развитие получают идеи поиска неизменяемых величин, рассмотренные на предыдущем уроке. Теперь в качестве инвариантов предлагается рассмотреть не только чётность (фактически, делимость на два), но и вообще остатки от деления на различные целые числа. Традиционно подходы к поиску инвариантов демонстрируются примере разнообразных задач.

Математический кружок. Задачи на разрезание: часть 3

Задачи на разрезания имеют очень понятную основу. Все школьники знают, что такое бумага и ножницы. Но даже на этих задачах возможно получить много полезных математических навыков. Например, умение аккуратно проводить перебор вариантов, пользоваться соображениями симметрии.

Математический кружок. Задачи на разрезание: часть 4

Продолжение занятия по разрезаниям фигур закрепляют ранее полученные навыки, а также приучают вести подсчёты и перечисления простейших клетчатых фигур. При решении каждой задачи обращается внимание на подходы получения тех или иных решений.

Математический кружок. Арифметика

Умение считать, т.е. производить арифметические действия, совершенно необходимо любому современному человеку. А применять навыки счёта для решения задач должен уметь не только начинающий математик, но и любой думающий школьник. На этом занятии на большом количестве примеров показывается, как решить задачу, применяя обычный счёт вместо составления уравнений.

Математический кружок. Математическая индукция: часть 2

На втором занятии, посвящённом методу математической индукции Рассматриваются несколько классических задач по этой теме, среди которых широко известная задача "Ханойские башни".

Математический кружок. Математическая индукция: часть 3

Занятие продолжает тему "Индукция", начатую на предыдущих занятиях. Доказываются несколько формул, связанных с суммированием степеней чисел.

Математический кружок. Математическая индукция: часть 4

На очередном занятии по математической индукции, в основном, рассматриваются задачи, связанные с делимостью, но не только.

Математический кружок. Неравенства: часть 1

Умение сравнивать величины – одно из очень важных умений и в математике, и в других науках, и в жизни. Некоторым методам сравнения чисел посвящено первое занятие по неравенствам.

Математический кружок. Неравенства: часть 2

Кроме продолжения темы предыдущего занятия по неравенствам, будет выведена, наверное, самая известная и применяемая формула – неравенство Коши для двух чисел. На её основе приводятся решения нескольких задач.

Математический кружок. Математическая индукция: часть 5

На последнем уроке, посвященном методу математической индукции рассматриваются решения нескольких задач, связанных с доказательством неравенств, а также некоторые нетрадиционные схемы индукции.

Математический кружок. Неравенства: часть 3

На занятии доказывается сначала неравенство Коши для трёх чисел, а затем и для четырёх чисел. И та, и другая формула иллюстрируются решениями нескольких задач.

Математический кружок. Системы счисления: часть 1

На первом занятии по системам счисления ученики познакомятся с записью чисел в позиционных системах счисления, сначала – в традиционной десятичной, затем и в других. Научатся складывать «столбиком» в произвольных системах, решат несколько простейших задач. Также будут рассмотрены простые признаки делимости в некоторых системах.

Математический кружок. Системы счисления: часть 2

Второе занятие по системам счисления знакомит с несколькими новыми признаками делимости. В качестве примера применения двоичной системы счисления приводится стратегия игры «Ним».

Математический кружок. Полуинвариант: часть 1

Под полуинвариантом понимается величина, которая в некотором процессе изменяется в одну сторону – либо увеличивается, либо уменьшается. Как правило, это не может происходить бесконечно долго. Применение полуинвариантов часто полезно при решении задач. Умение увидеть полуинвариант в некотором процессе – одно из математических искусств.

Математический кружок. Игры: часть 3

На занятии, продолжающем тему «Игры» обобщаются некоторые подходы из предыдущих занятий. Так симметричные стратегии обобщаются парными, а игры-шутки – играми, в которых можно не заботиться о выигрыше почти до последнего хода. В конце игры всё-таки надо подумать.

Математический кружок. Полуинвариант: часть 2

Занятие продолжает тему, начатую ранее. Рассматриваемые полуинварианты чуть более сложны. Это не только суммы и разности некоторых величин, но и величины, связанные с НОДами чисел, геометрическими объектами. Некоторые задачи показывают применение полуинвариантов в информатике.

Математический кружок. Игры: часть 4

В заключительном занятии по теме «Игры» рассматриваются два подхода к решению игр: передача хода и выделение выигрышных позиций.

Математический кружок. Инвариант: часть 3

На последнем занятии, посвященном теме «инвариант», рассматриваются чуть более сложные инварианты, которые надо увидеть или придумать.